Использование занимательного материала по математике

Использование занимательного материала
по математике

Занимательный материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятий в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных арифметических задач в качестве «умственной гимнастики».
Занимательные игры вызывают у детей большой интерес, так же как и головоломки, задачи на смекалку. Дети могут не отвлекаясь по долгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа  активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в сфере которой он будет трудиться.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или элементарная головоломка.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, выделяя условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи развивающие(дидактические) игры и упражнения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Принцип наглядности помогает дидактический материал, дидактические игры, которых в группе достаточное количество.
Однако самой плодотворной в организации внимания детей, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательные задачу, ребенок решает её самостоятельно.
Важно, чтобы деятельностью по восприятию наглядного счетного материала сочетались с деятельностью познания. Много д/игр на сравнение предмета по величине. «Путешествие на лесную полянку», «Закрой двери в домиках», «Широкий, узкий», «Длинный, короткий», «Толстый, тонкий» - это демонстрационный материал.
Обучающие, занимательные игры «Времена года», «Поиграем, посчитаем» эти игры на придумывание задач по картинке. Обучающее лото «Количество, счет и фигуры», «Учимся считать». Интересный материал С. Вахранцевой «Поиграй и сосчитай». «Знакомство с формой и размером» - на закрепление геометрической формы.
Наиболее сложно понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность, через оценку объективных показателей (положение солнца, части суток). Развивающие игры «Мои первые часы». Дети с интересом, в свободное время, разгадывают головоломки, задачи – шутки.
В книгах – раскрасках Е. Соколовой много серий – одна их них, «И учеба, и игра», «Веселые задачки», «Занимательная математика», «Занимательная логика». Задания и упражнения помогут развивать логические операции как анализ, синтез, обобщение, зрительное восприятие, и при подготовке к школе - развитие мелкой моторики руки. Через сказочно – игровой сюжет повышается у детей интерес, он вызывает положительные эмоции.
Дидактические, обучающие игры, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный  интерес к математике.


Комментариев нет:

Отправить комментарий