Играем
и экспериментируем с глиной и песком
Дети очень любознательны, им интересно узнать обо всем, что
их окружает. Гуляйте, да присматривайтесь, экспериментируйте вместе.
Мы решили познакомить детей с особенностями песка и
глины, сравнить, чем они отличаются, определить, как свойства этих природных
веществ проявляются в повседневной жизни. Использовали сочетание
экспериментирования и наблюдений на прогулках.
Для проведения опытов
приготовили пластиковые стаканчики с песком и глиной на каждого ребенка
(прозрачные - с песком, коричневые
– с глиной); стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложечки, лупы, веточки
(«деревья»). Оборудование и материал для экспериментирования разместили на подносе с загнутыми вверх краями. Хорошо подходит для
исследования крупнозернистый речной (озерный) песок. Глину берем природную,
так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления поделок, несколько отличается по своим свойствам.
Экспериментирование проводим в помещении группы, в «исследовательской»
лаборатории, а в хорошую погоду - на улице.
Опыт 1. Возьмем прозрачный стаканчик
с песком и аккуратно насыплем немного песка на тарелочку желтого цвета. Легко
ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из коричневого стаканчика
глину. Получилось? Нет, глина прилипла к стенкам стаканчика, ее удалось достать
с помощью ложечки. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Потому и
говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко
высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Вывод. Песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины.
Опыт 2. Рассмотрим, из чего состоит песок (из мелких
зернышек-песчинок) с помощью увеличительного стекла. Как выглядят песчинки?
Они очень маленькие, круглые,
полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка. Это
крохотные песчинки - камешки. Похожи ли маленькие песчинки одна на другую? Чем они похожи и чем
отличаются? Одни дети говорят, что песчинки
похожи, другие - что нет, не нужно их
разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели
маленькие песчаные зернышки. Затем рассмотрим комочек глины. Видны ли такие же частички в
глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «
песчинкам - соседкам». А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички, из
которых получаются комочки. Чем-то глина
похожа на пластилин. Предлагаем детям с помощью лупы рассмотреть глину. Растертые в порошок глиняные
пылинки, которые можно увидеть, намного
меньше зернышек - песчинок.
Вывод. Песок состоит из песчинок,
которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как
будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3. Во время проведения опыта
помним о безопасности детей: песчинки
могут попасть в глаза или в нос. Используем соломинки для коктейля для
создания сильного потока воздуха - искусственный («игрушечный») ветер. Что
происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же
на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так
же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Вывод. Песчинки легко сдуваются,
«улетают от ветра», а слипшиеся частички глины – немного сдвигаются с места.
Опыт 4. Возьмем веточку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с
песком и глиной. Представим, что мы
сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая,
палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке веточка расталкивает маленькие
песчинки, которые лежат свободно, и поэтому ее воткнуть легче, так как песок – рыхлый,.
Вывод. Воткнуть
палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт 5. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок
Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок
и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый
песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем
немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро
или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху,
на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба
стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце»
во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним:
когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах,
он поливает землю, если она сухая.
Вывод. Во влажную
землю (глину) легче сажать растения.
Опыт 6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы
делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики
из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя,
а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно
сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что с ними произойдет при
высыхании? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А
что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с
песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич - из
сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии
сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что, если налить много воды,
получится не тесто
Вывод. Глина
лепится хорошо, а песок - нет. Хорошо лепится влажная глина.
Опыт 7. Материал. Три пластиковые бутылки с отрезанным дном. Бутылки перевернуть,
вложить в горлышко кусочек губки (поролон) и заполнить разным материалом:
песком, мелкими камешками, глиной. Под бутылками разместить емкости для сбора
жидкости. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок она быстрее
исчезнет? Почему?
Вывод. Быстрее
всего вода пробегает между камешками, затем - сквозь песок. Глина же не
пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди
них.
Опыт
8. Материал.
Бутылка с песком, (по аналогии с предыдущим опытом), емкость с «грязной»
(например, с примесью глины) водой. Наливаем часть воды в бутылку и ждем,
когда она просочится через песок Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной».
Как она изменилась? Стала прозрачнее.
Вывод. Песок -
это природный фильтр, он очищает воду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий