Игры с глиной и песком

Играем и  экспериментируем с глиной и песком


Дети очень любознательны, им интересно узнать обо всем, что их окружает. Гуляйте, да присматривайтесь, экспериментируйте вместе.
Мы решили  познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отли­чаются, определить, как свойства этих природных веществ проявляются в повседневной жизни. Использовали сочетание экспериментирова­ния и наблюдений на прогулках.
Для проведения опытов приготовили пластиковые  стаканчики  с песком и глиной на каждого ребенка (прозрачные -  с песком,   коричневые – с глиной); стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложечки, лупы, веточки («дере­вья»). Оборудование и материал для экспериментирования  разместили на подносе  с загнутыми вверх краями. Хорошо подходит для исследования крупнозер­нистый речной (озерный) песок. Глину берем природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления  поделок, не­сколько отличается по своим свойст­вам.
 Экспериментирова­ние  проводим в помещении группы, в «исследовательской» лаборатории, а в хорошую по­году - на улице.

Опыт 1. Возьмем прозрачный стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на тарелочку желтого цвета. Легко ли сыплется пе­сок? Легко. А теперь попробуем высы­пать из коричневого стаканчика глину. Получилось? Нет, глина прилипла к стенкам стаканчика, ее удалось достать с помощью ложечки. Что легче вы­сыпать - песок или глину? Песок. Пото­му и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Вывод. Песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины.
   Опыт 2.  Рассмотрим, из  чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок) с помощью увеличительного стекла. Как выглядят песчинки? Они  очень маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка. Это крохотные песчинки - камешки. Похожи ли маленькие песчинки  одна на другую? Чем они похожи и чем отличаются? Одни дети говорят, что  песчинки похожи, другие - что нет,  не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели маленькие песчаные зернышки. Затем рассмотрим  комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим « песчинкам - соседкам». А в глине - слипшие­ся, очень мелкие частички, из которых  получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин. Предлагаем детям с помощью лупы  рас­смотреть глину. Растертые в порошок глиняные  пылинки, которые можно увидеть, намного меньше зернышек - песчинок.
Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3. Во время прове­дения  опыта помним о безопасно­сти детей:  песчинки могут попасть в глаза или в нос. Используем соло­минки для коктейля для создания сильного потока воздуха -  искусственный («игрушеч­ный») ветер. Что происхо­дит с песчинками? Они легко двигаются, сдувают­ся. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы ви­дим теперь? Могут ли ку­сочки глины двигаться так же быстро, легко, как пес­чинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не дви­гаются.
Вывод. Песчинки легко сдуваются, «улетают от ветра», а слипшиеся час­тички глины – немного сдвигаются с места.
Опыт 4. Возьмем веточ­ку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и  глиной. Пред­ставим, что мы сажаем ма­ленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке веточка расталкивает маленькие песчинки, которые лежат свободно, и поэтому ее воткнуть легче, так как  песок – рыхлый,.
Вывод. Воткнуть палочку легче в пе­сок, потому что он рыхлый.
Опыт 5. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок Каким он стал? Влажным, мок­рым. А куда исчезла вода? Она «забра­лась» в песок и «уютно устроилась» меж­ду песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стакан­чик с глиной. Следим, как водичка впи­тывается: быстро или медленно? Мед­ленно, медленней, чем в песок. Часть во­ды остается сверху, на глине. Для боль­шей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и сле­дить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда че­ловек весной сажает растения на гряд­ках или деревья в парках, садах, он по­ливает землю, если она сухая.
Вывод. Во влажную землю (глину) легче сажать растения.
Опыт 6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. За­тем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что по­лучается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются не­прочные. Если шарики все-таки получи­лись, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что с ними произой­дет при высыхании? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влаж­ного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается ку­лич - из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что, если налить мно­го воды, получится не тесто
Вывод. Глина лепится хорошо, а пе­сок - нет. Хорошо лепится влажная глина.
Опыт 7. Материал. Три пластиковые бутылки с отрезанным дном. Бутылки пе­ревернуть, вложить в горлышко кусочек губки (поролон) и заполнить разным ма­териалом: песком, мелкими камешками, глиной. Под бутылками разместить ем­кости для сбора жидкости. Налить в каж­дую бутылку воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод. Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем - сквозь пе­сок. Глина же не пускает воду, ее час­тички слиплись, и вода не может най­ти себе места среди них.

Опыт 8. Материал. Бутылка с песком, (по аналогии с предыдущим опытом), емкость с «грязной» (например, с при­месью глины) водой. Наливаем часть воды в бутылку и ждем, когда она просо­чится через песок Сравниваем отфиль­трованную воду с «грязной». Как она из­менилась? Стала прозрачнее.

Вывод. Песок - это природный фильтр, он очищает воду. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий