Консультация для воспитателей "Метод проектов в детском саду"


Консультация для воспитателей «Метод проектов в детском саду»

Цель: освоение и последующее активное применение технологии метода проектов в практической деятельности педагога-воспитателя на примере проекта «Автопарк».
Задачи:
 Сформировать представление о возможностях применения метода проектов в дошкольном учреждении;
 Формирование умений создания проекта;
 Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Метод проектов - педагогическая технология XXI века. Спецификой
метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Внедрение проектного метода в нашей группе началось несколько лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.
Проблемой, подтолкнувшей нас к написанию проекта «Сюжетно-ролевая игра «Автопарк», стала статистика дорожно-транспортных происшествий, участниками которых были дети. Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
2. Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:
•        тип проекта,
•        участники,
•        возраст детей,
•        проблема,
•        цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),
•        форма проведения итогового мероприятия,
•        продукты проекта для всех участников,
•        ожидаемые результаты.
Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.
1. Подготовительный этап - создание проблемной ситуации.
Пример: Проект «Автопарк» - в строительном центре сооружена постройка "Улица города". Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их. Спрашивает детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что было бы, если на улицах города не будет дорожных знаков, не будет названий улиц?
После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям, так и пешеходам. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру "Автопарк".
2. Основной этап - не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
Пример. Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).
1 .Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать.)
2.      Центр         математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др., обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач.)
3.      Центр         движения (выучить движения регулировщика, подвижные игры «Стоп», «Горелки» и др.»)
4.      Центр         информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на улице, книга Г.Зайцева «Как друзья дорогу переходили»,С.Маршак «Светофор», А.Богданович «Пешеходу-малышу», С.Баруздин «Сказка ттрамвае», С.Шлыгин «Вышел мишка из берлоги», С.Михалков «Моя улица», А.Вольский «Запомни, юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр презентаций.)
5.      Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)
6.      Центр игры (игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД», игра «Мы едем в зоопарк».)
7.      Центр науки, (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т.д.
8.      Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил поведения на улице.)
9.      Центр творчества (кукольный спектакль «Марта и Чичи едут в парк»)
В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения, о транспорте и профессиях уже систематизируются. В группе организуем перекресток, где проводим игры, в ходе которых закрепляем знания о назначении дорожных знаков, назначении и роли спец. машин, о профессиях пожарника, врача, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.
На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров.
Проводим беседы и разъясняем детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города. В Центре искусства проводим занятие на тему «Мы рисуем улицу»
Для воспитания грамотного пешехода используем занятия по развитию речи. Дети с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др. Практикуем блиц-опрос по пройденному материалу, на прогулках практически закрепляем полученные знания.
Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста используем многочисленные дидактические игры.
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.
В «Автопарке» итоги подводятся в виде сюжетной игры с викториной.
На этом этапе ребёнок является активным участником, он сталкивается с определёнными трудностями в решении проблем. Малышам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний.
Трудности этого этапа может вызывать разный уровень подготовки детей
Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.
4.      Следующим        этапом составления проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.
4.      И       в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий