Интеграция
экологического и патриотического образования
в условиях
образовательного комплекса
В условиях безответственного
отношения общества к природным ресурсам перед педагогами стоит Задача
воспитания экологически грамотного поколения патриотов, впитавших в себя
богатое культурное наследие своей страны, заботящихся о Родине и ее природе.
Решение подобной задачи предполагает организацию воспитательной и
образовательной работы на разных уровнях. Оптимальные условия для этого
предоставляет образовательный комплекс.
Одним из ключевых направлений
развития образования в нашей стране является повышение его качества. В условиях
жесткой конкуренции актуальным для образовательных организаций становится
поиск наиболее эффективных путей решения
поставленной задачи.
Для каждой образовательной
организации процесс повышения качества образования неразрывно связан с выбором
новых методов, форм и содержания образовательной деятельности с учетом
реализуемых образовательных программ и приоритетных направлений.
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная
политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на
ряде принципов, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет
жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития
личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе
и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв.
Приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155, познавательное развитие детей предполагает
формирование у них первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
стран и народов мира.
Формирование патриотических чувств у
детей невозможно без понимания целостности мира, роли человека в его
многообразных связях с природой, развития бережного отношения к окружающей
среде. В свою очередь, воспитание экологического сознания личности возможно
только на основе осознания себя гражданином общества, несущего ответственность
за то, что происходит вокруг, в т.ч. за сохранение и обогащение природных
ресурсов.
Один из путей повышения качества
образования в данном направлении – интеграция экологического и патриотического
образования детей.
В современной
социально-экономической ситуации важным условием реализации интегративного
подхода является создание открытого образовательного пространства
эколого-патриотической направленности. При этом особая роль отводится новым
субъектам образования, основанным на принципах открытости, вариативности,
динамичности, преемственности содержания
и пр. Оптимальные возможности для этого предоставляет деятельность в рамках
образовательного комплекса.
На уровне дошкольного образования в
ДОУ в течение многих лет ведется целенаправленная и плодотворная деятельность в
данном направлении. В детском саду создана соответствующая развивающая среда, позволяющая
оптимизировать воспитательно-образовательный процесс. В мини-музеях ведется
активная воспитательно-образовательная работа с детьми.
В каждой группе детского сада
оформлены уголки природы с различными видами растений, природными материалами и дидактическими
играми по ознакомлению детей с природой, макетами природно-климатических зон,
атласами, картами мира, глобусами, а также уголки экспериментирования для
проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы и т.д. На
территории дошкольной образовательной организации созданы уголки природных
сообществ – эколого-оздоровительная тропа, огород, сад.
В условиях объединения образовательных
организаций в комплексы экологическое и патриотическое образование детей на
основе интегративного подхода предусматривает разработку соответствующей
стратегии деятельности.
Творческим коллективом ДОУ
разработано стратегическое планирование в рамках данной модели. План
предполагает ряд последовательных взаимосвязанных шагов, направленных на
повышение качества воспитательно-образовательного процесса в условиях
непрерывности общего образования:
·
разработку содержания образовательной и воспитательной
работы на каждом уровне образования на основе принципов открытости,
непрерывности, интеграции и преемственности,
предполагающей сетевое взаимодействие и международное партнерство,
предусматривающей обеспечение взаимодействия с семьей, социокультурными и воспитательными
инструментами; соответствие средств, методов и форм организации педагогического процесса
возрастным особенностям детей и подростков;
·
разработку
системы внутреннего мониторинга качества образования на всех его уровнях в условиях
образовательного комплекса;
·
разработку
индивидуальных образовательных маршрутов по реализации образования
эколого-патриотической направленности;
·
разработку
плана мероприятий совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей
по формированию позитивного, целостного отношения к природе родного края на основе участия в общих проектах, методов
проблемного обучения, интеграции образовательного процесса с мероприятиями в
рамках дополнительного образования;
·
разработку
и реализацию комплекса мероприятий по формированию коллектива единомышленников,
ориентированных на решение общих задач (педагоги – родители – обучающиеся),
созданию единого эколого-патриотического пространства (образовательный
комплекс, семья социальные партнеры);
·
модернизацию
содержания образовательного процесса в ДОУ на основе взаимосвязи и
взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных
форм
образовательной и воспитательной работы, введения игротек
эколого-патриотической направленности.
Таким образом,
достижение более высокого
качества деятельности
образовательного
комплекса предполагается за счет модернизации содержания и форм реализации
воспитательно-образовательного процесса на основе непрерывного образования
эколого-патриотической направленности. Это позволит обеспечить позитивную
динамику развития детей, школьной успеваемости благодаря устойчивому интересу к
эколого-патриотической проблематике, будет способствовать формированию личности
успешного, граждански активного выпускника, созданию единого
воспитательно-образовательного пространства эколого-патриотической
направленности с активной вовлеченностью всех участников образовательных
отношений. Все это напрямую связано с повышением качества образования,
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности образовательной
организации, выполнением социального заказа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий