Интеграция экологического и патриотического образования в условиях образовательного комплекса

Интеграция экологического и патриотического образования
в условиях образовательного комплекса

            В условиях безответственного отношения общества к природным ресурсам перед педагогами стоит Задача воспитания экологически грамотного поколения патриотов, впитавших в себя богатое культурное наследие своей страны, заботящихся о Родине и ее природе. Решение подобной задачи предполагает организацию воспитательной и образовательной работы на разных уровнях. Оптимальные условия для этого предоставляет образовательный  комплекс.
            Одним из ключевых направлений развития образования в нашей стране является повышение его качества. В условиях жесткой конкуренции актуальным для образовательных организаций становится поиск  наиболее эффективных путей решения поставленной задачи.
            Для каждой образовательной организации процесс повышения качества образования неразрывно связан с выбором новых методов, форм и содержания образовательной деятельности с учетом реализуемых образовательных программ и приоритетных направлений.
            В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
            Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155, познавательное развитие детей предполагает формирование у них первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об  отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
            Формирование патриотических чувств у детей невозможно без понимания целостности мира, роли человека в его многообразных связях с природой,  развития бережного отношения к окружающей среде. В свою очередь, воспитание экологического сознания личности возможно только на основе осознания себя гражданином общества, несущего ответственность за то, что происходит вокруг, в т.ч. за сохранение и обогащение природных ресурсов.
            Один из путей повышения качества образования в данном направлении – интеграция экологического и патриотического образования детей.
            В современной социально-экономической ситуации важным условием реализации интегративного подхода является создание открытого образовательного пространства эколого-патриотической направленности. При этом особая роль отводится новым субъектам образования, основанным на принципах открытости, вариативности, динамичности,  преемственности содержания и пр. Оптимальные возможности для этого предоставляет деятельность в рамках образовательного комплекса.
            На уровне дошкольного образования в ДОУ в течение многих лет ведется целенаправленная и плодотворная деятельность в данном направлении. В детском саду создана соответствующая развивающая среда, позволяющая оптимизировать воспитательно-образовательный процесс. В мини-музеях ведется активная воспитательно-образовательная работа с детьми.
            В каждой группе детского сада оформлены уголки природы с различными видами растений,  природными материалами и дидактическими играми по ознакомлению детей с природой, макетами природно-климатических зон, атласами, картами мира, глобусами, а также уголки экспериментирования для проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы и т.д. На территории дошкольной образовательной организации созданы уголки природных сообществ – эколого-оздоровительная тропа, огород, сад.
            В условиях объединения образовательных организаций в комплексы экологическое и патриотическое образование детей на основе интегративного подхода предусматривает разработку соответствующей стратегии деятельности.
            Творческим коллективом ДОУ разработано стратегическое планирование в рамках данной модели. План предполагает ряд последовательных взаимосвязанных шагов, направленных на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в условиях непрерывности общего образования:
·        разработку  содержания образовательной и воспитательной работы на каждом уровне образования на основе принципов открытости, непрерывности, интеграции и преемственности,  предполагающей сетевое взаимодействие и международное партнерство, предусматривающей обеспечение взаимодействия с семьей,  социокультурными и воспитательными инструментами; соответствие средств, методов и форм  организации педагогического процесса возрастным особенностям детей и подростков;
·        разработку системы внутреннего мониторинга качества образования на всех его уровнях  в условиях  образовательного комплекса;
·        разработку индивидуальных образовательных маршрутов по реализации образования эколого-патриотической направленности;
·        разработку плана мероприятий совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию позитивного, целостного отношения к природе родного края  на основе участия в общих проектах, методов проблемного обучения, интеграции образовательного процесса с мероприятиями в рамках дополнительного образования;
·        разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию коллектива единомышленников, ориентированных на решение общих задач (педагоги – родители – обучающиеся), созданию единого эколого-патриотического пространства (образовательный комплекс, семья социальные партнеры);
·        модернизацию содержания образовательного процесса в ДОУ на основе взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных
форм образовательной и воспитательной работы, введения игротек эколого-патриотической направленности.
Таким    образом,    достижение    более    высокого   качества   деятельности

образовательного комплекса предполагается за счет модернизации содержания и форм реализации воспитательно-образовательного процесса на основе непрерывного образования эколого-патриотической направленности. Это позволит обеспечить позитивную динамику развития детей, школьной успеваемости благодаря устойчивому интересу к эколого-патриотической проблематике, будет способствовать формированию личности успешного, граждански активного выпускника, созданию единого воспитательно-образовательного пространства эколого-патриотической направленности с активной вовлеченностью всех участников образовательных отношений. Все это напрямую связано с повышением качества образования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности образовательной организации, выполнением социального заказа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий